Продолжаем публикацию учебника для «Укравтодора», будто правильно делать ямочный ремонт. Ныне у нас – урок № 3.

Украинский он-лайн журнал о строительстве ProfiDom.com.ua предлагает читателям начин данного материала: «Ямочный ремонт дорог: учебник для «Укравтодора». Задание № 1» и

«Ямочный ремонт дорог: учебник для «Укравтодора». Задание № 2»

Итак, нашим любимым ученикам,

Будто сказано выше, для ремонта лучше использовать горячую асфальтобетонную смешение с АБЗ (асфальто-бетонный завод)‚ где ее приготовят с высоким качеством и наименьшими издержками. Доставлять смешение с АБЗ к месту ремонта целесообразно транспортным средством‚ оборудованным специальным термосным бункером‚ сохраняющим смешение в горячем состоянии несколько часов.

В некоторых странах (Германии‚ Голландии, Швеции и др.) нормативными документами узаконено обязательное применение теплоизолированных контейнеров (термосных бункеров) на ремонте дорожных покрытий‚ этак как укладываемая смесь с температурой ниже 110-120 °С считается браком.

Обыкновенно, термоконтейнеры зарубежного производства в зависимости от типоразмера и потребностей вмещают от 2-2‚5 до 8-10 т горячей смеси (объем 1‚5-6 м3) и сохраняют ее высокую температуру‚ в том числе за счет небольшого подогрева‚ в течение итого рабочего дня. Примером подобного наиболее совершенного отечественного средства доставки горячей смеси с эффективным термосным бункером вместимостью 4 куб.м (этого хватит для заделки, примерно, 80-100 выбоин и ям размером возле 100х100х5 см) может предназначаться универсальная машина ЭД-105.1.

Машина для ремонта дорог горячей смесью ЭД-105.1 предназначена для механизации ямочного ремонта дорог с покрытием из асфальтобетона и битумоминеральных смесей (ликвидация ямочности, ремонт картами) при температуре окружающей среды не ниже 4 °C и при отсутствии снежного покрова. В состав ремонтного комплекса входят: кабина для обслуживающего персонала, кабина для технологического оборудования, термос-бункер для асфальтобетона, котел битумный, компрессор, оборудование для получения горячей воздушной струи («Хот Дог» – лицензионное производство), виброплита VS-134 (опция), обрезчик кромок CS-146 (опция), краскопульт, пневмодрель, отбойный молоток. Привод гидронасоса и компрессора осуществляется от двигателя автомобиля чрез коробку отбора мощности.

Для перемещения материала внутри бункера служат шнеки, приводимые в движение чрез редуктор. Выдача разогретого битума осуществляется битумным насосом.

Таких специализированных транспортных средств в Украине, практически, дудки. Этот ремонтер оснащен всеми необходимыми материалами‚ инструментом и приспособлениями (горячая смешение‚ битум для подгрунтовки‚ гидромолоток‚ виброплита и др.). К сожалению‚ зачастую используемые для перевозки смеси бункера в имеющихся устаревших КДМ не могут гарантировать сохранность тепла смеси‚ особливо ранней холодной весной или влажный поздней осенью‚ что гораздо снижает качество и сокращает срок службы заделки выбоин.

В тех случаях‚ когда АБЗ не работает (поздняя осень‚ зима и ранняя весна) или если дальность перевозки смеси с АБЗ чересчур велика‚ рекомендуется использовать технологию рециклинга – вторичной переработки асфальтобетонного материала в виде кусков‚ лома или продуктов фрезерования (крошка) путем его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта в специальной прицепной или самоходной машине – рециклере. Перемешивание загружаемых материалов происходит гравитационным способом в цилиндрическом барабане‚ оборудованном лопастями и специальной горелкой. Масса одного замеса (емкость барабана-мешалки) в зависимости от типа и размеров рециклера составляет от 200 до 1600 кг. Пора приготовления одного замеса после загрузки материала и разогрева барабана до требуемой температуры – 10-20 мин.

Наиболее эффективно рециклер работает‚ если в него загружают мелкую асфальтобетонную крошку‚ полученную путем холодного фрезерования. Для улучшения свойств смеси при загрузке крошки или кускового лома рекомендуется добавлять жесткий или полутвердый битум в количестве 1-2% по массе. Порционную или полную выгрузку горячей смеси из рециклера производят непосредственно на ремонтируемое пункт либо в малогабаритную ручную тележку или ковш погрузчика для подачи смеси к месту укладки.

Экономическая эффективность и целесообразность использования технологии рециклинга весьма высока. При наличии асфальтобетонной крошки или кускового лома на месте заделки выбоин затраты на ямочный ремонт можно снизить на 50-60% по сравнению с доставкой новой смеси с АБЗ, однако рециклеры в России покамест не прижились.

Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке ее применяют давным-давно и успешно. Суть технологии в том‚ что все необходимые операции выполняют рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.

Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически лишь к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха, промывке и обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операции обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вкруг выбоины в этой технологии можно не коротать.