Чем дальше я продвигалась в составлении интеллект-карты, тем больше новых идей приходило мне в голову, и чем больше, тем смелее и оригинальнее они становились. Я поняла, что интеллект-карта в принципе бесконечна. Только человек, которого я очень уважаю, урчащий от голода желудок и сильнейшая жажда могли оторвать меня от составления интеллект-карт!
Указанные интеллект-карты, две из которых на шведском языке, демонстрируют лишний раз универсальность языка интеллект-карт. Сдача экзаменов
Аннотируя лекции с помощью интеллект-карт на всем протяжении семестра и подвергая их ревизии через рекомендуемые промежутки времени, вы оказываетесь более чем готовыми к сдаче экзамена. Все, что вам нужно для перевода ваших превосходных знаний в превосходный же ответ на экзамене,– это правильный подход. • Первым делом следует внимательно прочесть экзаменационное задание, отбирая вопросы, соответствующие оценке, на которую вы претендуете, сопровождая отбор составлением мини-интеллект-карт, в которых вы фиксируете мысли, приходящие вам в голову по прочтении каждого вопроса. • Затем вам предстоит решить, в каком порядке вы собираетесь отвечать на отобранные вами вопросы и сколько времени посвятите на подготовку каждого. • Не поддаваясь соблазну немедленно начать подготовку ответа на первый вопрос, используйте прием «извержения ассоциаций» в отношении всех вопросов, на которые намереваетесь ответить. В результате ваш мозг окажется снабженным прочными ассоциативными связями с каждым из вопросов на протяжении всего экзамена, невзирая на то, на какой вопрос вы отвечаете в конкретный момент времени, • Теперь возвращайтесь к первому вопросу и посвятите ему отдельную интеллект-карту, которая станет остовом вашего ответа. Центральный образ должен был «созреть» уже на первом шаге (см. выше), главные же ветви станут основными пунктами вашего ответа. Ответвления от главных ветвей становятся основой для наполнения каждого пункта содержанием, соответствуя, например, объему одного абзаца текста. • По мере того как готовится ответ, вы, быть может, обнаружите, что имеется возможность снабдить ваш ответ перекрестными ссылками, а выводы, венчающие ответ, дополнить своими собственными мыслями. Составленный таким образом ответ продемонстрирует экзаменатору, что вы в полной мере владеете информацией по предмету, а также ваше умение анализировать, структурировать, интегрировать информацию и оперировать перекрестными ссылками, а также способность предлагать собственные оригинальные идеи по предмету. Иными словами, вас ждет высшая оценка! • Интеллект-карта на иллюстрации XV на цветной вклейке одна из сотен, составленных учащимся по имени Джеймс Ли. Он использовал их для сдачи экзаменов на право перехода в старшие классы. В возрасте 15 лет Джеймс из-за болезни был вынужден не посещать школу на протяжении целых шести месяцев, и ему было предложено остаться на второй год, поскольку на горизонте маячили экзамены за базовую среднюю школу Джеймс все же убедил учителей разрешить ему попытать счастья и с того момента стал заядлым майндмапером, посвящая свои интеллект-карты всему, что только попадалось ему на глаза! За три месяца он нагнал своих одноклассников и из десяти экзаменов получил семь «отлично» и три «хорошо». Интеллект-карту на иллюстрации XV он составил на экзамене по истории, посвятив ее причинам второй мировой войны. Проектные работы и отчеты
Задача написания проектных работ или отчетов, объем которых варьируется от нескольких страниц до многих десятков страниц докторской диссертации, также может быть значительно упрощена благодаря интеллект-картам. Проектная работа может включать обширный материал исследований, а также отчет о результатах, который предстоит представлять в письменной или устной форме, однако подход к написанию таковой является в основном аналогичным тому, что используется при написании сочинений и экзаменационных изложений. Как в любой учебной задаче, в качестве первого шага следует решить, какой объем материала вы собираетесь проработать в заданный срок. Подобные ориентиры по срокам и объему работы одинаково важны как в долгосрочных, так и краткосрочных проектах. Затем, во время стадии реализации, вы можете использовать интеллект-карты для аннотирования литературных источников, написания отчета по результатам работы, организации собственных идей по мере их возникновения и формирования основы для итоговой письменной или устной презентации. (Подробнее о подготовке презентаций на основе интеллект-карт см. главу 26.) Так же как сочинениям и экзаменационным изложениям, написанным при помощи интеллект-карт, созданным на аналогичной основе проектным работам и отчетам свойственны более ясная структура, четкая тематическая направленность, более высокий творческий потенциал и оригинальность. Примеры проектных работ, подготовленных с помощью интеллект-карт
Интеллект-карта на иллюстрации XI на цветной вклейке иллюстрирует один из результатов проекта, реализованного компанией «Ай-би-эм» совместно с подразделением, созданным в рамках осуществления правительственной программы молодежного образования Великобритании. Целью интеллект-карты было выявить наиболее эффективные пути молодежного образования. Общая характеристика таких путей, представленная на интеллект-карте, была признана столь удачной, что была включена в соответствующее руководство, разработанное по результатам проекта, наравне со многими другими интеллект-картами. Другой пример касается шестнадцатилетней американской школьницы по имени Лана Израэл, ставшей весьма известной после того, как вышла в свет ее книга «Тайны мозга для детей, или Как сразу стать гением» , написанная в соавторстве с Тони Бьюзеном. Путь к славе у Ланы начался в средней школе Хайлендс Оукс округа Дейд, Флорида, когда она приняла участие в конкурсе школьных научно-исследовательских работ. Познакомившись к тому времени с методом интеллект-карт и всерьез увлекшись им, Лана избрала в качестве темы своего проекта влияние интеллект-карт на способность к учебе. Она решила провести ряд экспериментов на тему эффективности памяти и развития творческих возможностей, избрав в качестве испытуемых своих одноклассников. Как любой хороший исследователь, она разделила их на две группы: сделав одну экспериментальной, а другую – контрольной, после чего сравнивала результаты проводимых ею в двух группах тестов. Группа одноклассников, использовавших интеллект-карты, продемонстрировала значительный прогресс в учебе, и в результате, по показателям научной достоверности и творческому потенциалу, проект Ланы занял первое место в упомянутом конкурсе, проводимом среди школ округа. Став победительницей, она получила путевку на аналогичный конкурс, в котором соревновались лучшие школьные работы 42 штатов страны, и заняла на нем второе место. Чуть позднее Аманда Морган-Хаган, одна из прежних учительниц Ланы, пригласила ее на VIII Всемирную конференцию учителей, работающих с одаренными студентами, проводимую в Сиднее (Австралия). Вот что сказала по этому поводу Аманда Морган-Хаган: «Лана показала мне свою работу, и я подумала, что было бы прекрасно доложить о ее работах на конференции. Это явно заслуживало внимания преподавателей всего мира». После своего выступления, для подготовки и в ходе которого она использовала интеллект-карты, Лана мгновенно стала знаменитостью. Она появилась на национальном телевидении, неоднократно выступила по радио и дала не одно интервью популярным ежедневным газетам. Ее книга «Тайны мозга для детей или Как сразу стать гением» приобрела широкую известность, и она получила несколько сотен писем от людей, желающих узнать больше на эту тему. Одну из интеллект-карт Ланы смотри здесь . Что зародилось как школьный научно-исследовательский проект, стало тем, в чем Лана видит главную цель своей будущей работы. Вот ее комментарий: «Интеллект-карты дали мне очень много, и я хочу поделиться своими знаниями с другими. Я хочу изменить лицо образования во всем мире». Джон Скалли, начальник отдела компании «Эппл компьютерс», считает, что посредством интеллект-карт «Лана изменит мир». Преимущества интеллект-карт при подготовке презентаций и выполнении письменных работ