Хабер прокомментировал это следующим образом: «Подобные эксперименты, в которых в качестве стимулятора выступают изображения, наводят на мысль, что узнавание изображений удается человеку в основном превосходно. Если бы мы использовали 25 000 изображений вместо 2500, результаты, скорее всего, были бы аналогичными».

В ходе другого эксперимента, отчет о котором был опубликован в «Канадском журнале психологии» и автором которого являлся Р. С. Никерсон, испытуемым со скоростью 1 фотография в секунду было показано в общей сложности 600 фотографий; тест на узнавание при этом был проведен сразу после демонстрации. Точность узнавания составила 98 %, Подобно Хаберу, Никерсон продолжил свои эксперименты, предложив испытуемым просмотреть 10 000 фотографий, специально отобрав по такому случаю яркие, привлекающие внимание снимки (т. е. такие образы, которые преимущественно используются в методе интеллект-карт). В результате эксперимента узнавание составило 99,9 %. Сделав скидку на усталость испытуемых, подвергнутых столь суровому эксперименту, Никерсон и его коллеги подсчитали, что, если бы испытуемым показали 1 000 000 фотографий вместо 10 000, они узнали бы в среднем 98,6 % снимков.

Пища для ума «Способность памяти к узнаванию изображений практически безгранична, при условии чистоты проводимых измерений», такой вывод сделал Лионел Стэндинг в своей статье «Запоминание 10 000 фотографий» в «Ежеквартальном журнале экспериментальной психологии».

Причина, по которой, перефразируя старинное изречение, образы «стоят тысячи слов», состоит в том, что при их восприятии используется целый набор кортикальных способностей: цвет, форма, линия, размеры, текстура, визуальный ритм и в особенности воображение – слово, переведенное с imagination, которое, в свою очередь, произошло от латинского imaginari, буквально означающего «изображать мысленно». В этой связи образы более красноречивы, нежели слова, более точны и обладают большей способностью порождать ассоциации, которые, как мы знаем, являются важнейшим фактором творческого мышления и хорошей памяти. Насколько в свете этого нелепо то, что более 95 % всех конспектов ведется без использования графических образов. Одной из причин опального положения, в котором пребывает графический образ, является то, что в современном мире основной упор делается на слово как на главный носитель информации. Другой причиной, вероятно, также является убеждение, ошибочное, однако свойственное многим людям, что они неспособны к рисованию. В течение последних 30 лет мы и другие, в том числе художницы Бетти Эдвардс и Лоррейн Джил, изучали общественное мнение на сей счет. В рамках проведенных опросов по меньшей мере 25 % испытуемых заявили, что у них отсутствует способность к воспроизведению увиденного, а более 90 % считали, что они неспособны к рисованию на сколько-нибудь приличном уровне. Дальнейшие эксперименты показали, что любой человек с «нормальным» мозгом (т. е. без генетической или физической ущербности) в состоянии научиться рисовать на уровне хорошей художественной школы. ЛЕВЫЙ РИСУНОК: лучшее, на что оказался способен Тони Бьюзен, рисуя своей основной, правой, рукой. ПРАВЫЙ РИСУНОК: результат, достигнутый Тони Бьюзеном левой рукой, после двух часов тренинга. Причина, по которой столь много людей считают себя неспособными к созданию графических образов, иначе говоря, рисованию, состоит в следующем. Вместо того чтобы понять, что мозг способен на любые подвиги при условии упорного труда, они принимают начальную неподготовленность за фундаментальную неспособность, рассматривая к тому же ее в качестве меры собственного таланта. Таким образом, они сами обрекают на увядание и гибель ментальную способность, которая иначе могла бы расцвести. В своей книге «Призраки в нашем мозгу» С. М. Косслин утверждает, что «в большинстве проведенных нами экспериментов способность испытуемых к рисованию безусловно улучшалась». Метод интеллект-карт помогает пробудить в человеке способность к изображению окружающего мира. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы. Два широко распространенных заблуждения привели к тому, что в современном мире значение способности к изображению зримого оказалось незаслуженно обделенным вниманием. 1. Заблуждение, состоящее в том, что нарисованные «неспециалистом» образы являются чем-то примитивным, подетски наивным и несерьезным. 2. Ошибочное мнение, что способность создавать и воспроизводить образы является талантом, дарованным незначительному меньшинству. (На деле же это талант, дарованный Богом каждому без исключения!) Вооруженные знаниями о природе человеческого мозга, мы начинаем осознавать, что между умениями создавать образы и оперировать словами следует искать «золотую середину». В компьютерной индустрии это нашло отражение в создании программ, способных манипулировать словами и графикой одновременно и связывать их в одном документе. На уровне человека аналогичным достижением стала интеллект-карта. Упражнение на составление мини-интеллект-карты с помощью образов

Данное упражнение, рекомендуемое для тех, кто желает потренировать свою «ментальную мускулатуру» в отношении образов, аналогично упражнению со словом «счастье», описанному в предыдущей главе. Разница состоит в том, что в центр помещается графический образ, и над каждой из десяти веток, отходящих от него, рисуются образы, являющиеся первыми приходящими в голову ассоциациями. При выполнении такого упражнения очень существенно, чтобы была преодолена свойственная многим людям стеснительность по поводу неказистости создаваемых ими рисунков. Ввиду заложенного в природе мозга стремления к пробам и успехам (не ошибкам!), поначалу неказистые рисунки следует воспринимать как первую пробу, после которой дела обязательно пойдут лучше. Удачным для начинающих и потому рекомендуемым здесь центральным образом является образ «дома», поскольку с ним у любого человека связано много ассоциаций, к тому же достаточно простых. Интелект-карта – «Дом» Цели упражнения