Придя в себя, она позвала мать и со слезами просила поскорее объявить о ее видениях архиепископу и воеводам. Мать вместе с нею пошла к градоначальникам. Девочка подробно им рассказала свои сны, но те не только не поверили ей, а даже посмеялись над рассказчицею. Со слезами вышли они от воевод и пошли к архиепископу. Девочка и здесь повторила то же, но и архиепископ, неизвестно почему, также ей не поверил. Возвратившись домой, мать девочки начала рыть землю; к ней вскоре присоединились и другие, но иконы не находили. Тогда девочка, взяв заступ, начала копать там, где была печь в сгоревшем доме. Скоро, к ее радости, показалась икона Богоматери, завернутая в кусок сукна. Эта икона была совсем новая, свежая, как будто только что написана. Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по всему городу, и множество народа собралось к месту ее явления. Архиепископ и воеводы, также прибывшие сюда, со слезами просили у Богоматери пред явленным образом прощения в своем неверии. Святая икона по повелению архиепископа была торжественно перенесена в Благовещенский собор, и на пути она явила первые чудеса: один слепец, Иосиф, прозрел, другой слепец, Никита, получил исцеление по прибытии иконы в собор. На следующий день в соборном храме была отслужена литургия. Архиепископ и воеводы, сняв список с новоявленной иконы и описав обретение ее и чудеса, отправили в Москву к царю Иоанну Грозному. Царь приказал на месте явления иконы устроить женский монастырь и поставить в нем икону. Сама же Матрона, нашедшая святыню, постриглась под именем Мавры, была первой инокиней, а потом настоятельницей этого монастыря. Чудотворную икону Казанской Божией Матери до 1612 года почитали только в Казани и праздновали день ее обретения – 8 июля. Второе празднование в честь Казанской иконы Богоматери было установлено в 1612 году, 22 октября, в память освобождения Русской земли от поляков. Тяжкое время было тогда для России. Род царей прекратился; наступило междуцарствие, вследствие чего вся страна была охвачена разбоем и мятежами; совершались безнаказанно грабежи и убийства. Поляки заняли Москву, а шведы – Новгород; в Астрахани правил самозванец. Но тяжело было допустить на российский престол чужеземца и иноверца королевича Владислава, и потому русский народ дружно стал на защиту и освобождение своей родной земли. К Москве стали сбираться русские ополчения; пришли отряды и из Казани и принесли с собою список с чудотворной иконы Казанской. С верою и радостью приняли воины святую икону, от которой стали совершаться многие чудеса. С помощью Богоматери русские отбили поляков, отняли у них Новодевичий монастырь и взяли много пленных. Но еще не наступило время окончательного избавления Русской земли. Между начальниками отрядов начались вражда и ссоры; казаки и другие ратники сильно буянили и вместо защиты жителей грабили их. В 1611 году зимой святую икону отправили в Казань. В то время, когда икона на пути в Казань остановилась в Ярославле, сюда же прибыло ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Кузьмой Мининым, под начальством князя Дмитрия Пожарского. Узнав о чудесах, бывших под Москвою, ратники взяли с собой эту икону, постоянно умоляя Божию Матерь о помощи и спасении. Пресвятая Владычица действительно взяла под свой покров это ополчение, и только с ее помощью Россия была спасена. Ибо ополчение под Москвою встретило препятствия, которые не могли бы победить человеческие силы. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город; нужно было отбить многочисленное польское войско, подошедшее к Москве; нужно было усмирять разбои в русских отрядах, стоявших под Москвою. Кроме всего этого, не было средств для содержания войска, недоставало оружия. Войско начало падать духом; к тому же наступила осень с ее непогодами, которая еще более увеличила бедствия осаждающих. «Прости, свобода Отечества, прости, Кремль Священный! – грустно говорили они, теряя последнюю надежду, – видно, Богу не угодно благословить наше оружие победою!» Собор во имя Казанской Божией Матери. XVII в. Восстановлен во 2-й пол. XX в.

Решившись, однако, сделать последнюю попытку победить врагов и не надеясь на свои силы, все войско три дня постилось и молилось пред Казанскою иконою. Пресвятая Богородица услышала его молитву и упросила Господа гнев Его обратить на милость. В Кремле, среди врагов, в плену и болезни, томился приехавший в Москву из Греции архиепископ Арсений. Однажды в глухую полночь келья больного вдруг осветилась светом, и он увидел пред собою преподобного Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал преподобный, – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; завтра же Москва будет в руках осаждающих». Арсений вдруг выздоровел, а радостная весть дошла до войска и воодушевила людей. 22 октября русские дружно пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и чудотворная Казанская икона. Через два дня взяли и Кремль. После изгнания поляков из Москвы князь Д. М. Пожарский поставил святую икону Казанскую в своей приходской церкви Введения Богородицы на Сретенке и украсил ее. Царь Михаил Федорович установил праздновать в честь Казанской иконы с крестным ходом два раза в год – 8 июля и 22 октября, когда Московское государство очистилось от неприятеля. В 1636 году Казанскую икону перенесли в новоустроенный собор в честь Казанской иконы Богоматери на Красной площади. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился пред иконой Казанской Божией Матери, а в 1721 году перенес один из списков с казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург. Там икону сначала поставили в часовне, а в 1811 году перенесли в новосозданный Казанский собор. Судьба же подлинной иконы, находившейся в Казани, была поистине трагичной. В 1904 году воры, желая поживиться от Ее оклада, выкрали святой образ. Образ этот, несмотря на предпринятые поиски, так и не нашли.