…И снова – бело-сине-красный
Исторические изменения в России сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу жизнь. Еще в 1989 году по случаю очередной годовщины Февральской революции его подняли митингующие на площади Маяковского в Москве и перед Казанским собором в Ленинграде (вскоре – Санкт-Петербурге). В апреле 1991 года Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила использование трехполосного флага как нового символа России. В том же году 22 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила: «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Президентскими указами 1993–1994 годов определялся статус этого флага как государственного символа, четко устанавливались цвета: бело-сине-красный (вместо: белый, лазоревый, алый). День 22 августа был объявлен Днем государственного флага Российской Федерации. Помимо утверждения Государственного флага Российской Федерации, последнее десятилетие отмечено поисками официальных символов и в регионах. Многие из них уже внесли свои собственные флаги в Государственный геральдический регистр РФ. На флагах регионов, как правило, находят отражение элементы герба данного города, области, республики. Это видно, например, на флагах Калуги и Нижнего Новгорода, Московской, Белогородской, Курской и других областей. Флаг Белгородской обл.
Флаг г. Калуги
Флаг Курской обл.
Флаг Нижнего Новгорода
Что же касается Государственного флага РФ, то в конце 2000 года бело-сине-красное полотнище утверждено в этом качестве законодательно. Вот, что говорится в Статье 1 Федерального конституционного закона: «Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета». ГЛАВА IV. Гимн как символ страны Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны. Гимн (от греч . hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине ХVIII-ХIX векам. Однако в XIX веке еще не все страны, обладающие гербом и флагом, имели также и гимн.
Откуда пошел гимн
К старейшим национальным гимнам относится нидерландский. В Нидерландах (Голландии) в 1568 году в честь Вильгельма Оранского (Нассауского), возглавившего борьбу против испанского владычества, была сложена песня «Вильгельмус ван Нассауве», которая со временем стала национальным гимном всего государства. Одним из самых известных в Европе гимнов является английский «Боже, храни короля». Большинство музыковедов в настоящее время склоняются к мнению, что его автор – лондонский учитель музыки Генри Кэри. Особое значение английского гимна, появившегося в 1743 году, состоит в том, что его музыка была принята в качестве гимна многими государствами Европы: в течение XIX века мелодия английского гимна использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного – «Боже, царя храни». Вторым широко известным в Европе гимном была французская «Марсельеза», которая стала «звуковым символом мировой демократии». Обстоятельства возникновения «Марсельезы» не имели ничего общего с тем значением, которое она затем получила. Автором музыки и слов впоследствии знаменитого французского гимна был инженер-капитан королевской армии Клод Жозеф Руже де Лиль. Первоначально он назывался «Боевая песня рейнской армии». Как пишут музыковеды, в истории не сохранилось сведений, какую роль эта песня сыграла в военных подвигах рейнской армии, но она имела громадное значение для революционного движения в самой Франции, а затем и в других странах. В Париж песня проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан в борьбе с королевской властью. Жителям Парижа не были известны причины появления песни, но ее слова и музыка вызвали у них восторг. Песне присвоили другое название – «Гимн марсельцев», или «Марсельеза». В XIX веке появился еще один межгосударственный гимн – международный пролетарский гимн «Интернационал». Автор слов гимна, длительное время занимавшего исключительное место в истории России, – Эжен Потье, член Парижской Коммуны, ее певец, поэт и великий гражданин Франции. Впервые текст «Интернационала» был опубликован в 1887 году в Париже в сборнике «Революционные песни». На стихи обратил внимание французский рабочий из Лилля, композитор-самоучка Пьер Дежейтер (ранее в наших изданиях – Дегейтер), который положил их на музыку. В июне 1888 года на празднике газетчиков в Лилле «Интернационал» впервые исполнил хор рабочих под руководством автора музыки. Три из вышеназванных мелодии гимнов разных стран имели непосредственное отношение к России, где они в разное время приобретали значение государственных.