Вагонка, пожалуй, один из наиболее распространённых и популярных отделочных материалов в России. Таким его делает совокупность следующих свойств: простота монтажа, экологическая чистота и эстетические свойства покрытия. Широкое распространение вагонка приобрела в то время, когда сначала в СССР, а затем и в России был серьёзный дефицит качественных строительно-отделочных материалов.

В настоящее время, когда дефицит прошёл и рынок наводнили самые разные виды материалов для отделки стен, деревянная вагонка, несмотря ни на что, продолжает удерживать лидирующие позиции среди застройщиков. Отчасти такая популярность связана и с высокой универсальностью вагонки – она вполне гармонично будет смотреться как в интерьере прихожей, так и в бане, и в хозяйственно-бытовом помещении.

Производство вагонки и её виды

Вагонка является продуктом обработки строганием тонких обрезных досок, которые не подошли по каким-либо причинам в имеющиеся сорта обрезного пиломатериала. Отбракованные доски строгаются до толщины 1.5-2 см, у них срезаются все бракованные или некачественные части (гниль, выпадные сучки и т. п.). Затем полученное изделие «фальцуется» (специальным инструментом снимается продольная часть доски, образуя рельеф) и на нём снимается часть кромки с тем, чтобы образовался замок типа «шип-паз».

Основные породы древесины, из которых производится вагонка, это сосна и липа, реже – ольха и лиственница. Сосновая вагонка – самая дешёвая и потому распространённая. Липовая и лиственничная отличаются высокой прочностью и долговечностью, ольховая – эстетическими свойствами. Липовая вагонка применяется, в основном, для отделки бань и саун, а лиственничная – для наружных работ. Остальные виды вагонки рекомендуется применять только во внутренних помещениях с нормальной влажностью.

В зависимости от количества и размера сучков, приходящихся на единицу площади доски, вагонка градируется на сорта от А до С. Самый лучший, «чистый» – сорт А, на нём практически не встречается сучков. Максимальное количество их в вагонке сорта С.

Обшивка стен и потолков вагонкой

Монтаж выполняется очень просто: вагонка может крепиться как к деревянным брускам («обрешётка»), так и непосредственно на стену, если она выполнена, например, из досок, либо листовых материалов. Но чаще всё же под вагонку по уровню выставляют и фиксируют направляющие из деревянного бруса, как правило, с сечением 20 х 40 или 30 х 45 мм.

Перед тем как начать крепление вагонки, необходимо обработать её антисептирующим составом и пролакировать. Эти нехитрые действия значительно продлят срок службы и улучшат эстетическое восприятие отделанного вагонкой помещения. Существует несколько вариантов расположения вагонки:

  • Горизонтальное;
  • Вертикальное;
  • Комбинированное.

Горизонтальное расположение имеет смысл применять при отделке небольших помещений, поскольку визуально комната немного «расширяется» вследствие определённого обмана зрения. Вертикальное расположение подходит для низких помещений, например, мансардных этажей, поскольку из-за того же свойства человеческого зрения, помещение будет казаться несколько выше. Комбинированная укладка досок технически сложна и требует особенных навыков и умений, используется при реализации нестандартных решений.

Обрешётка устанавливается горизонтально при вертикальном расположении вагонки и вертикально – при горизонтальной направленности. Шаг обрешетки в любом случае должен составлять не более 1 метра. Далее вагонка прибивается мелкими гвоздиками (вроде финишных мебельных гвоздей) к направляющим так, чтобы каждая последующая панель соединялась с предыдущей в «замочек». После каждой десятой панели следует уровнем либо отвесом контролировать соответствие панелей вертикали либо горизонтали.

Важно помнить, что при вертикальном размещении панелей монтаж нужно начинать от левого угла в правую сторону, предварительно очень ровно установив и хорошо закрепив самый первый элемент, поскольку от этого будет зависеть ровность сборки всех последующих панелей. Если же монтаж осуществляется горизонтально, то панели монтируются шипом вверх – это единственно допустимый способ укладки, позволяющий избежать скопления влаги в пазах и, как следствие, сокращения срока службы вагонки.

После окончания монтажа всю конструкцию можно в один-два прохода покрыть лаком на водной основе для того, чтобы скрыть шляпки гвоздиков. При эксплуатации здания можно периодически замерять влажность вагонки влагомером и обновлять покровный лакокрасочный слой. Если в вагонке начинает повышаться влажность, это означает, что помещение необходимо просушить, а также обеспечить лучшую приточно-вытяжную вентиляцию. Комплекс таких мероприятий способствует увеличению срока службы всей конструкции.