Приблизительно в XIII в. изготовление книжной продукции вышло за пределы монастырей — профессиональные переписчики появились в городах, где возник устойчивый спрос на изготовление книг. Изменилось отношение к производству книги, которая из сакрального предмета превратилась в хорошо продаваемый товар. Количество создаваемых рукописных книг возросло, но их качество резко упало. Занялись перепиской книг и студенты, появившиеся в средневековой Европе в изрядном количестве и составившие постоянно мигрирующий слой интеллектуалов.

Начиная с IX в. наблюдается постепенное смещение направленности средневековой публицистики в сторону чисто политических проблем. Так, известный французский публицист Пьер Дюбуа состоял на королевской службе, защищая политику Филиппа Красивого от претензий со стороны папы Бонифация VIII. В памфлетах Дюбуа (основная часть которых появилась между 1300 и 1307 гг.) много интересных мыслей о лишении папы светской власти, об отделении государства и общества от церкви, о федерации европейских государств под эгидой французского короля, об уничтожении войн и о посредничестве в разрешении международных споров. Дюбуа требовал реформы права, выдвигал идею всеобщего просвещения, даже женского. Избранный в генеральные штаты, Пьер Дюбуа поддержал короля в борьбе с тамплиерами и призвал Филиппа принять императорский титул. Дюбуа предстает в своих памфлетах как весьма оригинальный идеолог, убежденный в действенной силе своих концепций.

Английская публицистика XV в. выдвинула такую яркую фигуру, как Джон Фортескью, политические памфлеты которого оказались в самом центре династической борьбы за корону. Писал Фортескью, как и большинство британских литераторов его времени, на латыни и на английском. Многие его памфлеты построены на противопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, причем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось предпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции.

В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора [44], произошло ускорение информационных процессов. Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как “реляции”, т.е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж XV-XVI вв. “Во времена милано-венецианской войны (1451-1452) между Франческо Сфорца и Якопо

Пиччинино за главным штабом последнего следовал писатель Порчеллио

с поручением от короля Альфонсо Неаполитанского сообщать ему весь ход военных действий. Его реляции написаны не очень правильной, но беглой латынью, в духе тогдашней гуманистической напыщенности, в целом же        по образцу Юлия Цезаря: с вставными речами, предзнаменованиями и пр.” [45].

В ренессансной публицистике выделилась сатира, примером которой может служить “дурацкая литература”, представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение “дурацкая литература” получила в творчестве Эразма Роттердамского “Похвальное слово глупости” (1509), в котором великий нидерландский гуманист от имении Мории (глупости) подверг тотальной критике практически все стороны современного ему общества.

Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом, был отражен в мощном потоке публицистических трактатов. Здесь и филологические трактаты Лоренцо Баллы, содержавшие критику переводов Нового Завета, и политические труды Никколо Макиавелли, хладнокровно отделившего политику земную от политики божественной и создавшего прагматические принципы (получившие название “макиавеллизм”) государственного управления (“Государь”, 1513).

В первой половине XVI в. ведущим публицистом Европы стал Пьетро Аретино, прозванный “бичом королей”. Укрывшись от преследования папских властей в Венеции, Аретино в многочисленных памфлетах, письмах, посланиях, пародиях “держал всю знать Италии как бы в осаде; сюда же присылались ему подарки чужеземных князей, которые пользовались его пером или боялись его <…> Аретино весь свой расчет строил на неограниченной и абсолютной публичности; в определенном отношении он — праотец журналистики. Периодически он собирал свои письма и статьи, до этого долго ходившие по рукам, и печатал их сборниками” [46].

Рекомендуемая литература

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Буркхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История. Миф. Время. Загадка. М., 1994.

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Ученова В.В. У истоков публицистики. М, 1989.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960

 

“Галактика Гутенберга”: изменение коммуникационных технологий

 

История европейского книгопечатания восходит к XV столетию. Прообразы печатных изданий появились в Европе уже в первой половине XV в. Эти первые книги, в основном примитивные иллюстрации с небольшими текстовыми пояснениями для малограмотного потребителя (например, “Biblia pauperum” или “Ars moriendi”), представляли собой оттиски с цельных досок (разновидность деревянной гравюры) Они имели широкое хождение, но собственно к книгопечатанию имели косвенное отношение, так как печатание с досок не могло обеспечить большое количество экземпляров.