В Риме появилось множество мастерских, где рабы изготовляли книги. “Книжная торговля стала почетным и прибыльным занятием, а книжная лавка — местом сборища просвещенных людей” [26]. В большинстве богатых домов обязательно имелись две библиотеки — одна с произведениями на греческом, другая — на латыни. Римский поэт Марциал с любовью описывал такие атрибуты книжного быта как “книжный ящик” или “еловый футляр” [27] для книг. А вот как выглядел в эпиграмме Марциала пергаментный кодекс с поэмами Гомера: Здесь Илиада с врагом Приамова царства Улиссом В сложенных вместе листках кожаных скрыты лежат [28]. С I в. до н. э. в Риме — подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. В диалоге “Об ораторе” Цицерон утверждал, что “для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение <…> и, в-третьих, наука” [29]. Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи. О значимости ораторского искусства говорит принятие (при участии Цицерона) цензорского эдикта [30], направленного на исправление качества преподавания в риторских школах [31].

Особое место в развитии коммуникационных технологий занимают рукописные прообразы газет — “acta diurna”, введенные Юлием Цезарем и просуществовавшие более двух столетий. По свидетельству римского историка Светония, Юлий Цезарь “по вступлении в должность <…> приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты о собраниях сената и народа” [32]. Они назывались “acta diurna” или “acta senatus”. Их готовили специальные “составители новостей” — “actuarii”. “Acta diurna” сообщали о событиях в сенате, в народном собрании, о новостях в провинциях и просуществовали с 59 г. до н.э. до 222 г. н.э. “Acta diurna” тиражировались в скрипториях множеством опытных скрибов под руководством опытного наставника. “Acta diurna” знакомили читателей столицы и провинций с правительственными постановлениями, указами, сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами последних гладиаторских боев. Копии “acta diurna” в виде свитков хранились в специальных общественных зданиях, где желающие могли с ними ознакомиться.

Цезарь проявил себя не только в военных и государственных делах. “В красноречии <…> он стяжал не меньшую, если не большую славу, чем лучшие <…> знатоки <…> все без спору признавал его одним из лучших судебных ораторов Рима” [33]. Блестящим образцом военной мемуаристики стали его “Записки о Галльской войне”. В них Цезарь (от третьего лица) описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие. Хотя в книге Цезаря имеются фактические неточности и полемическая заостренность, такой тонкий знаток стиля, как Цицерон, утверждал, что мемуары Цезаря “заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. Он хотел только подготовить все, что нужно для тех, кто пожелает писать историю, но угодил, пожалуй, лишь глупцам, которым захочется разукрасить его рассказ своими завитушками, разумные же люди после него уже не смеют взяться за перо” [34].

В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры (Гораций, Марциал, Ювенал, Персии) и публицистической эпистолографии [35]. В императорском Риме понятие свободы слова было весьма ограниченным. Тацит отмечал, что “если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы -такое же порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других” [36]. Поэтому оживление публицистической деятельности преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть.

В эпистолографическом наследии Рима следует выделить “Нравственные письма к Луцилию” Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки связаны с формированием жанра эссе в XVI-XVII вв. Так, Фрэнсис Бэкон, основоположник английского эссе, прямо называет письма Сенеки в качестве образца, на который он ориентировался при создании своих “Эссе” [37].

Рекомендуемая литература

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Античность в контексте современности. М., 1990.         :

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992. Т.З.

Древние цивилизации / Под ред. Г М.Бонгард-Левина. М., 1989.

Записки Юлия Цезаря и его продолжателей: В 2 т. М., 1991.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

Ораторы Греции. М., 1986.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Ученова В.В. У истоков публицистики. М, 1989.

Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

 

Публицистика Средневековья и Ренесанса

 

Публицистика западноевропейского средневековья чрезвычайно разнообразна как в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия “средневековье”, а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы.