Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
История США: В 4 т. М., 1983-1987. Т. 2-4.
Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. М., 1988.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.
Примечания
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 35.
2 Там же. С. ЗЗ.
3 Там же. С. 49.
4 Платон. Собр. соч.: В 4т. М., 1994. Т.4. С. 115.
5 Там же. С. 115.
6 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991. С. 127.
7 Платон. Указ. соч. Т.4. С. 507.
8 Там же. Т.З. С. 352.
9 Новгородцев П.И. Указ. соч. С. 99.
10 Эта концепция подробно изложена в двух основополагающих трудах Гарольда Инниса, давно ставших классикой коммуникативистики: Innis H. Empire and Communication.
11 Innis H. Media in Ancient Empires // Communication in History. Technology, Culture, Society. -N.Y.;L, 1991. P.29.
12 Аверинцев С. С. Слово и книга // Декоративное искусство СССР. 1977. № 3. С. 40.
13 Древние цивилизации / Под ред.Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989. С. 305.
14 Desmond R.W. The Information Process: World News Reporting to the Thwentieth Century Iowa City: Univ. of Iowa Press, 1978. P.14.
15 Ораторы Греции. М., 1986. C.12.
16 В античные времена ораторская речь “делилась на пять частей: нахождение материала (inventio), расположение материала (dispositio), словесное выражение (elocutio), запоминание (memoria) и произнесение (actio). Риторическая наука стремилась к достижению трех целей: убедить, усладить, взволновать слушателя (и читателя). Расположение материала имело строгую схему, разработанную еще софистами: вступление (prooemium, exordium), изложение (narratio), разработка (tractatio), заключение (conclusio, peroratio). Иногда к изложению присоединялось изложение темы (propositio), доказательство (argumentatio, probatio, confirmatio), опровержение доказательства противника (refutatio, reprechensio). Главную заботу оратора составляло словесное выражение, которое должно отличаться правильностью, ясностью, уместностью и красотой” (Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994. С. 500).
17 Аверинцев С. С. Указ. соч. С. 42.
18 Мусейон был основан благодаря усилиям представителя школы перипатетиков – Деметрия Фалерского, ученика Теофраста.
19 По просьбе Деметрия Фалерского правитель Египта Птолемей Филадельф выкупил у наследников библиотеку Аристотеля. Его сын Птолемей III Эвергет взял во временное пользование под огромный залог подлинный экземпляр сочинений греческих трагиков, но не смог расстаться с книгой даже после снятия копии, отказался от залога и оставил себе драгоценный экземпляр.
20 В войне между Египтом и Пергамом соперничество носило не только военный, но и культурный характер. Александрийская и Пергамская библиотеки также соперничали друг с другом. Птолемей VIII Филолог ввел эмбарго на поставку папируса, что вынудило Пергам искать новый материал для письма. В результате в Пергаме изобрели пергамент, изготовлявшийся из бараньей кожи.
21 Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. М., 1992. Т.З. С. 246.
22 Хранитель библиотеки, известный александрийский филолог Зенодот отмечал обелом (знаком в форме веретена) те фрагменты текста, которые он считал интерполяциями.
23 Aldington R. French Studies and Reviews. L., 1926. P. 186.
24 В 1592 г. известный французский ученый и издатель Исаак Казабон опубликовал перевод “Характеров” Теофраста и сопроводил его обширными комментариями. С этого издания начиналось знакомство с произведением Теофраста. Под влиянием “Характеров” Теофраста английский епископ Джозеф Холл выпустил книгу “Характеры пороков и добродетелей” (1608), во Франции в 1688 г. выходит первое издание “Характеров” Жана де Лабрюйера.
25 Древние цивилизации. С. 411.
26 Моммзен Т. История Рима. Спб., 1993. С. 255.
27 Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. Спб., 1994. С. 367.
28 Там же. С. 378.
29 Цицерон. Эстетика … С. 260.
30 В римском государстве имелась выборная должность цензора — магистрата, в обязанности которого (помимо проведения ценза и ревизии списка сенаторов и всадников) входила и функция блюстителя нравственности. Некоторое время цензором служил Цицерон. В императорскую эпоху цензорские функции исполнялись самими императорами.
31 В данном эдикте говорилось: “Дошло до нас, что есть люди, которые завели науку нового рода, к ним в школы собирается юношество, они приняли имя латинских риторов, и там-то молодые люди бездельничают целыми днями. Предками нашими установлено, чему детей учить и в какие школы ходить; новшества же, творимые вопреки обычаю и нраву предков, представляются неправильными и нежелательными.
Поэтому считаем необходимым высказать наше мнение для тех, кто содержит школы, и для тех, кто приобык посещать их, что нам это не угодно” (Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966. С. 230).
32 Гай Светоний Транквилл. Указ. соч. С. 10.
33 Там же. С. 23.
34 Там же. С. 23.
35 Подробно об античной эпистолографии см. в монографии: Ученова В.В. У истоковпублицистики. М., 1989. С. 56-68.