Во время войны телевидение служило средством ведения военно-патриотической пропаганды, и только в послевоенный период начинается появление сети коммерческих телекомпаний. “Телевидение при своем создании опиралось на коммерческие возможности американского радио, основные компании которого стали финансовой и производственной базой для телевидения ускорив темп его развития. Ведущая роль в становлении телевидения США принадлежала трем радиовещательным корпорациям — “Нэшнл бродкастинг компани” (Эн-Би-Си), “Коламбиа бродкастинг систем” (Си-Би-Эс) и возникшей несколько позже “Американ бродкастинг компани” (Эй-Би-Си) <…> Эти корпорации образовали три главные телевизионные сети страны, чья продукция заполняет основную часть эфирного времени большинства телестанций США” [155].

Наряду с коммерческим телевидением в США существует и некоммерческое телевидение. В 1952 г. Федеральная комиссия по связи предоставила 242 канала образовательным станциям, которые принадлежат общественным станциям крупных городов, колледжам, университетам. Их финансовое положение было неустойчивым, так как зависело от пожертвований частных лиц и от средств благотворительных фондов. В 1967 г. конгресс принял решение об объединении этих станций в одну, получающую субсидии от государства. Эта некоммерческая телевизионная сеть получила наименование Public Broadcasting Service (PBS). Тематику вещания составили культурно-образовательные программы, а также классические фильмы мирового кинематографа. К середине 1980-х гг. PBS включала в себя около 300 телестанций.

Телевидение довольно быстро нашло свой собственный язык и манеру вещания. Появились телевизионные жанры: телевикторины, различные телешоу с постоянным ведущим, документальные программы, блоки новостей, коммерческие и рекламные ролики, музыкальные клипы, телеспектакли, телефильмы и телесериалы. Рождение первых телесериалов связано с деятельностью британской компании ВВС, которой в 1940-е гг. был снят знаменитый телесериал “Лучники”, ставший классикой жанра.

Если говорить тенденциях в развитии американского независимого телевидения, то теоретики выделяют три периода в его истории. Первый период приходится на 1950-1975 гг. Он отмечен экстенсивным ростом и прямой конкуренцией между различными телекомпаниями. Второй период (с 1975 по 1980 гг.) — время ожесточенной борьбы между тремя ведущими телесетями США — CBS, NBC и ABC. Третий период, начавшийся в 1980 г., характеризуется структурными изменениями, связанными с внедрением новых технологий.

Рекомендуемая литература

Засурский Я.Н. Американское телевидение на рубеже 90-х годов: тенденции развития // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1989. № 6. С. 37-43.

Колесник С. Г. Возникновение и становление американского телевидения. (Экспериментальное телевидение 20-30-х годов) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1975. № 6. С. 80-92.

Любимов Б.И. Телевидение и радиовещание Великобритании в 1992 — начале 1993 г. // Вестник МГУ. Сер.10: Журналистика. 1993. № 6. С. 68-83.

Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. М., 1988.

Чернова И.М. Становление и развитие жанра радиопьесы в Германии (1923-1933). Первый период расцвета // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1989. № 3 С. 76-85.

 

СМИ на современном этапе развития

 

В XX в. “издательское дело, став большим бизнесом, приобретало все характерные формы современного индустриального и коммерческого производства и в борьбе за существование освобождалось от старомодных привычек и приемов. Два кризиса в циклическом развитии бизнеса — биржевая паника 1893 года и депрессия 1896-1897 годов -поставили издательское дело <…> под контроль финансового капитала, и отныне банки и инвестиционные компании снабжали издательства капиталом и требовали наибольшей эффективности производства с целью получения устойчивых прибылей” [156].

После бурного всплеска макрейкерства американская журналистика входит (в большинстве своем) в русло консерватизма. В издательской политике, как правило, главный акцент делался не столько на увеличение тиражей, сколько на привлечение рекламы, а для этого периодическому изданию необходимо избегать проявлений радикализма. Появились газетно-журнальные синдикаты, объединявшие и координировавшие деятельность нескольких периодических изданий.

Успешная работа периодического издания была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь). В самостоятельные журналистские специальности, необходимые для работы в солидном периодическом издании, выделились фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту.

Поэтому уже в начале века возникла проблема подготовки журналистских кадров. Сложилось два противоположных подхода к данной проблеме. Одни считали, что лучшей школой для журналиста должна стать редакция газеты или журнала, где можно получить необходимый опыт. Другие были убеждены в необходимости создания специальных журналистских школ. Первая журналистская школа (по уровню обучения сопоставимая с университетскими стандартами) была в 1908 г. при университете штата Миссури. Джозеф Пулитцер передал 2 млн. долларов на создание журналистской школы в Колумбийском университете в Нью-Йорке, которая благодаря этому взносу была открыта в 1912 г. [157]. Аналогичные журналистские школы стали открываться в Германии, Англии, Италии и других странах.

Общее количество ежедневных газет в США к 1915 г. превысило 2200, однако после 1915 г. их количество стало снижаться ввиду ряда причин (для сравнения, в 1995 г. количество ежедневных газет составило 1586) [158]. Одна из причин — проявившаяся тенденция к слиянию периодических изданий. В 1916 г. Фрэнк Манси предпринял целую серию слияний старейших нью-йоркских газет. В результате его деятельности слиянию подверглись такие прославленные в прошлом издания, как “The New York Sun”, “The New York Tribune”, “The New York Herald”.