Daily Mirror (1903)
The Sun (1964)
1 750 303
3 199 103
4173267
The Daily Telegraph (1885)
The Guardian (1821)
The Times (1785)
1 113 033
438 732
441342
Рекомендуемая литература
Брукс В.В. Писатель и американская жизнь: В 2 т. М., 1971. Т.2.
Великобритания. Лингвострановедческий словарь. М . 1978.
Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М., 1979. Т.З.
Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1963. Т.З.
Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. М. 1988.
Шлезингер A.M. Циклы американской истории. М., 1992.
“Разгребатели грязи” и традиции разоблачительной журналистики
В начале XX столетия американская журналистика пережила период “макрейкерства” (движения “разгребателей грязи”), т.е. разоблачительной журналистики. В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление “разгребателей грязи”. Речь идет о нью-йоркском “The Forum” (1886-1950) и бостонском “The Arena” (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.
Традиционно начало “макрейкерства” в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Джекоб Риис, корреспондент “The New York Sun”, обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге “Как живет другая половина” (1890). Факты полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина “разгребатели грязи”) писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него “просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность” [141]. Десятилетний “крестовый поход” Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге “Битва с трущобами” (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.
Не меньшее значение для становления движения “разгребателей грязи” сыграли статьи и книги Генри Д.Ллойда, независимою журналиста-реформатора из Чикаго. Г Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале “The Atlantic Monthly”. В ней точно, сжата и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией “The Standard Oil” Классическим произведением Г.Д.Ллойда стала книга “Богатство против благосостояния” (1894), в которой рассказывалось “как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования <..,> Что бы не хотел доказать Ллойд <.. > он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением <…> и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия” [142]. Афористичная фраза Г.Д.Ллойда о том, что “свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу” [143], стала девизом “разгребателей грязи”. Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение “разгребателей грязи” от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.
1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как “макрейкерские”, — “McClure’s Magazine”, “The Arena”, “Everybody’s Magazine”, “The American Magazine”, “Collier’s Magazine”, “Cosmopolitan Magazine” и т д. Успеху “макрейкерских” изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию. В результате солидные иллюстрированные издания типа “The Century” лишились преимущества над недорогими макрейкерскими изданиями или изданиями “желтой прессы”
Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал “McClure’s Magazine” (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 г статьи “Времена Твида в Сент-Луисе”, написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов макрейкеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи “макрейкерства” а американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений
Стеффенс был. приглашен на должность главного редактора “McClure’s Magazine” и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В “McClure’s Magazine” последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу “Позор городов” (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее “горячие” материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.
В “McClure’s Magazine” работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию ГД.Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу “История “Стандард Ойл”, в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж.Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества [144].