Появление информационного агентства “Рейтер” (1851) и отмена гербового сбора в 1855 г. привели к потере монопольного положения “Таймс” в мире новостей, а конкурирующие издания (“The Daily Telegraph”, “The Guardian”) увеличили тиражи и потеснили “Таймс” на читательском рынке. С наступлением эры “нового журнализма”, особенно с появлением газеты “The Daily Mail” в 1896 г., положение “Таймс” ухудшилось, и ее тиражи упали до 40000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 г. газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 г. она вошла в состав концерна “Thomson Organization” (владеющего 50 газетами и журналами, а также несколькими радио- и телестанциями).
Несмотря на смену владельцев, направленность и качество “Таймс” остались неизменными. В настоящее время “Таймс” — это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж “Таймс” в начале 1990-х гг. составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории “качественных” изданий (для сравнения тираж “Financial Times” — около 200 тыс. экз. “The Independent” — около 400 тыс., и только тираж “The Daily Telegraph” находится на отметке 1 млн. экз.) [116].
Рекомендуемая литература
Великобритания. Лингвострановедческий словарь. М., 1978.
Матвеев В.А. Империя Фпит-стрит. М.. 1961.
Феномен появления “PENNY PRESS”
Новой тенденцией в развитии американской и европейской периодической печати 1830-х гг. стало освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. Этот многочисленный отряд читателей, не очень грамотный, с невзыскательным вкусом, обитал в крупных городах и оставался неохваченным влиянием прессы по ряду причин. С одной стороны, газеты и журналы были недоступны таким читателям ввиду дороговизны, с другой стороны, специфическая читательская аудитория требовала особенного, более понятного ей языка журналистской продукции, а также не очень сложных для восприятия тем развлекательного и сенсационного характера.
Выпуск дешевой периодики, доступной малоимущим читателям, стал выгоден издателям в результате изобретения паровой печатной машины и удешевления типографских расходов. Появление “penny press”, то есть изданий определенной направленности, продаваемых по максимально низкой цене, стало значительным явлением в развитии журналистики и отразило общую тенденцию развития культуры в сторону массовости.
Пионером “penny press” в американской прессе считается нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй. 3 сентября 1833 г. Дэй приступил к изданию газеты “The Sun”. Газета с девизом “Оно [солнце] светит для всех” продавалась на улицах города по самой дешевой цене — 1 цент за экземпляр. Низкая цена привлекла читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж “The Sun” вырос до 5000 экз. Через два года Дэй поднял тираж до 15000 экз.
Подача материала в “The Sun” отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя. Классическим примером мистификации стала появившаяся в 1835 г. на страницах “The Sun” серия репортажей об открытии жизни на Луне, в которых подробно описывалось, как известный английский астроном Джон Гершель обнаружил на Луне человекоподобные существа. Это была подлинная сенсация для легковерной публики, и тираж “The Sun” мгновенно вырос. Вскоре пришло опровержение, мистификация была разоблачена, но это не изменило редакторскую политику “The Sun”.
Бенджамин Дэй извлек выгоду из модернизации издательского процесса, приобретя в 1835 г. для своей газеты паровую печатную машину Напира, что позволило ему к 1840 г. печатать до 4000 экз. в час. Появление в 1846 г. ротационной печатной машины повысило производительность до 20000 экз. в час.
Модель дешевого издания успешно была освоена американской прессой в середине 1830-х гг. Вызов Дэю был брошен шотландским эмигрантом Джеймсом Гордоном Беннетом, который в 1835 г. основал газету “The New York Herald”. Вскоре газета Беннета стала одним из самых распространенных, богатых и инновационных изданий в истории американской журналистики.
Секрет успеха “The New York Herald” заключался в следовании принципу, выработанному Беннетом за годы репортерской и редакторской работы, — как можно скорее сообщать все новое и интересное, не считаясь ни с какими издержками. Передовые статьи “The New York Herald” отличались лаконизмом и энергичностью стиля, что производило впечатление на читателей, полагавших, что за краткостью скрывается хорошее знание вопроса и широта подхода к проблеме.
В 1836 г. Беннет провел одно из первых журналистских расследований в истории американской прессы, сообщив читателям “The New York Herald” подробности с места убийства 23-летней нью-йоркской проститутки. Вся страна следила за ходом расследования, а оправдательный приговор подозреваемому в убийстве стал триумфом беннетовского расследования. Присутствие корреспондента на месте события и достоверность сообщаемой им информации — обязательные составляющие журналистского метода Беннета. Факт, сенсация, скорость подачи информации — таковы слагаемые несомненных успехов “The New York Herald”.