Свобода слова должна соотноситься с категорией “меры”, ибо свобода, преступившая границы, — “величайшее зло, в надлежайшей мере это — великое благо” [7]. Отсутствие меры может привести к чрезмерной свободе, которая и “для отдельного человека, и для государства оборачивается ничем иным, как чрезвычайным рабством. <…> тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство” [8].

Утопическое государство Платона могло быть осуществлено в виде замкнутой системы, а потому возникновение в ней контрпропаганды (противодействующего информационного поля) неизбежно приводит к потере стабильности и гармонии, а в случае слабости государственных институтов — к разрушению того общественного строя, существование которого были призваны поддерживать платоновские “хоры”.

Теория Платона, как “особый мечтательный и утопический консерватизм, который хочет создать неизменную и совершенную форму жизни, предохраняющую людей от всяких опасностей и исключающую мысль о каких бы то ни было переменах” [9], проистекала из полисной системы ценностей. В этой системе ценностей государство являлось высшим благом, а реализация индивидуальных качеств гражданина возможна была только в рамках полиса. Античный полис претерпевал кардинальные изменения во времена Платона, и афинскому философу хотелось остановить эти изменения путем построения идеального государства. Платоновскую концепцию можно охарактеризовать как своеобразный политический “пассеизм”, т.е. эстетизацию прошлого, которое можно только сохранять и поддерживать, но не изменять.

Рекомендуемая литература

Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.

Лосев А.Ф , Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале”. М.,1991.

Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1990-1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Спб, 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Античность: истоки журналистики

 

Коммуникация как обмен информацией в процессе культурного, экономического и социального развития цивилизаций (на различных стадиях и в разнообразных проявлениях) неотъемлемая часть существования человечества. Цивилизации вербальные и цивилизации письменные в равной мере нуждались в коммуникации, а потому история человеческой цивилизации и культуры одновременно есть история развития коммуникаций. Изменения в коммуникационных технологиях приводили к кардинальным изменениям в социальных и культурных сферах, преобразовывая и формы существования отдельного индивида.

Среди теорий развития коммуникации в истории цивилизации определенный интерес представляет концепция американского теоретика Гарольда Инниса [10]. Иннис выявляет связь между материалом и видом письменности в ранних цивилизациях и формами правления С его точки зрения, “значительные потрясения в истории египетской цивилизации, приведшие к переходу от абсолютной монархии к более демократической форме правления, нашли выход в переходе от камня как материала для письма и символа престижа, отраженного в пирамидах, к папирусу” [11].

Египетская цивилизация периода появления папируса в качестве материала для письма — это уже цивилизация с развитой книжной культурой, когда письменность и чтение стали достоянием не только одних жрецов и служителей храмов. Культ письменного слова в Египте был достаточно высок. В одном из египетских текстов можно встретить заповедь “поставить свое сердце за книги и возлюбить их, как матерь свою, ибо нет ничего превыше книг” [12].

Журналистика в чистом виде на этом этапе развития цивилизации еще не сформировалась. Однако изучение появления и изменения коммуникационных технологий и зарождения различных жанров публицистики представляет значительный интерес для истории и теории журналистики.

Когда греческая цивилизация периода архаики создала собственный алфавит на основе финикийского, “произошла “демократизация” системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были “секуляризованы”, что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом” [13].

Синкретичность жанровой основы, характерная для большинства ранних художественных текстов, вела к смешению (или принципиальному неразличению) художественных элементов и собственно “документа”. Поэтому ряд исследователей [14] сходятся во мнении, что в гомеровском эпосе существуют фрагменты, которые можно интерпретировать как документальный репортаж из глубины веков. “Отец истории” Геродот дал блестящие образцы зарисовок быта и нравов жителей Ближнего Востока. Фукидид посвятил восемь томов описанию военных действий между Афинами и Спартой и приводил в них подлинные тексты договоров, свидетельства участников боев. Плутарх оставил жанр “политического” и “исторического” портрета.

Хотя письменность получила широкое распространение в Греции периода архаики и классики, в целом полисная культура тяготела к устному слову. Агональный (соревновательный) характер полисной жизни отразился в ораторском искусстве, где формировались основные образцы публицистики. На рубеже V-IV вв. до н.э. ораторское искусство достигло наивысшего расцвета. Следует отметить развитие судебного красноречия, приведшее к появлению “логографов” — специалистов по составлению судебных речей для состязающихся сторон. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий, речи которого стали образцом судебного красноречия.