Аннотация: Рассматриваются основные проблемы генезиса и развития зарубежной журналистики (включая преджурналистские формы античности, публицистику средневековья и Ренессанса), истории журналистики нового времени в контексте становления газетно-журнального процесса Европы и США, типологии отдельных изданий и жанров, специфики информационных процессов в историческом, политическом и культурном аспектах, основных тенденций современного развития СМИ.

Предназначается студентам факультетов журналистики, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами истории журналистики, культуры и коммуникативистики.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Платон и теория информационного поля в структуре государства

Античность: истоки журналистики

Публицистика Средневековья и Ренесанса

“Галактика Гутенберга”: изменение коммуникационных технологий

Печать и проблемы авторского права

Рукописные периодические издания XVI-XVII вв.

Первые газеты в Европе

Печать и цензура: конфликты и проблемы

Условия появления первых журналов

Просветительская журналистика: идеология и типология

Становление американской прессы

История “Таймс”: появление “Четвертой власти”

Феномен появления “PENNY PRESS”

Реклама и СМИ: история и перспективы

“Новый журнализм”

От “Нового журнализма” к желтой прессе: газетная империя Уильяма Херста

“Качественная” журналистика и принятие этического кодекса для журналистов

“Разгребатели грязи” и традиции разоблачительной журналистики

Радио и телевидение: начало новой эры

СМИ на современном этапе развития

Примечания

 

Введение

 

Курс “История зарубежной журналистики” изучается на отделении журналистики Кубанского государственного университета в течение шести лет обучения на ОЗО и пяти лет на ОДО. Данный курс ставит своей целью изучение проблем генезиса и развития зарубежной журналистики (включая преджурналистские формы античности, публицистику средневековья и Ренессанса), истории журналистики нового времени в контексте становления газетно-журнального процесса Европы и США, типологии отдельных изданий, журналистских и публицистических жанров, специфики информационных процессов в историческом, политическом и культурном аспектах, основных тенденций современного развития СМИ.

На последнем году обучения студентам читаются обзорные лекции по всему пройденному курсу с выделением ключевых, концептуальных моментов истории зарубежной журналистики. Сложность и объем лекционного материала диктует настоятельную необходимость появления соответствующих учебных пособий обобщающего характера Однако к настоящему времени подобные издания еще не появились, за исключением небольшого учебного пособия “Краткий курс истории зарубежной журналистики” (КубГУ, 1995).

Предлагаемые вниманию студентов-выпускников “Очерки истории зарубежной журналистики” представляют собой учебное пособие обзорного характера, разработанное и построенное по тематическому принципу и снабженное соответствующим справочным аппаратом. Настоящее пособие призвано восполнить дефицит, связанный с поисками надлежащих учебных и справочных материалов.

 

Платон и теория информационного поля в структуре государства

 

Обосновывая концепцию “осевого времени”, Карл Ясперс отмечал неразрывную взаимосвязь социального и духовного развития общества, когда “новому духовному миру соответствует определенное социальное устройство” [1]. Конец мифологической эпохи с ее идеей циклического времени и появление новой эпохи, основанной на “борьбе рациональности и рационального проверенного опыта против мифа” [2], знаменовали начало “безграничной коммуникации” [3] в жизни общества. Социум поднялся на качественно новый этап коммуникационного развития, когда ни одна из моделей цивилизации не могла быть реализована без существования информационного поля в структуре государства.

Древнегреческий философ Платон, создавая концепцию идеального государства, опирался на теорию о вечных идеях. В мире идей, по его мнению, должна присутствовать идея полиса. Задача философа (законодателя) — приблизить “эйдос” (идею) государства к реальному воплощению. Идеальное государство не могло функционировать без упорядоченной общественной жизни, необходимой для создания достойной жизни граждан. Во второй книге “Законов” (354 г. до н.э.) Платон писал о том, что государство обязано обеспечить существование информационного поля, наиболее благоприятного для поддержания собственной жизнедеятельности. Для этого необходима государственная пропаганда, осуществляемая силами самого общества с целью поддержания порядка. В полисном государстве времен Платона основным каналом распространения информации было устное слово. Поэтому философ описывает пропагандистскую государственную систему в виде трех “хоров”, где хор воздействует на сознание социума и формирует его. В современном прочтении платоновская “иерархия хоров” вполне может быть соотнесена с различными типами СМИ.

Информация должна нести положительное начало, поддерживающее уверенность личности в стабильности общественных отношений. Платон писал, что “государство должно беспрестанно петь для самого себя очаровывающие песни” [4]. Эти “очаровывающие песни” не должны быть монотонны, потому надо “постоянно видоизменять и разнообразить песни, чтобы поющие испытывали удовольствие и какую-то ненасытную страсть к песнопениям” [5]. Такова (по Платону) роль идеологической функции государственной пропаганды для жизнедеятельности социума

Комментируя “Законы” Платона, русский философ П.И.Новгородцев отмечал, что “установив для граждан своего проектируемого государства подробнейшие законы, предусмотрев каждый шаг их жизни, он предлагает организовать систему постоянных увещаний и убеждений общества в истине основ того государственного строя, который он хочет осуществить. Он предлагает составить хоры, которые будут петь гражданам на разные лады, что добродетель и счастье неразлучны, что гражданин должен стремиться к общему и не уклоняться от предначертанного пути. Песнопения и славословия добродетели вечно раздаются в этом обществе; даже старики участвуют в этой задаче увещаний, как рассказчики поучительных саг. Все это имеет целью внушить гражданам верность определенному духу, как бы загипнотизировать их в определенном направлении и таким образом подчинить их волю общему объединяющему всех режиму. Мы стараемся представить себе общественный быт, осуществленный по этому плану, и не можем не прийти к заключению, что гармония тут, может быть, и достигнута, но зато жизнь исчезла: она сменилась каким-то заколдованным сном спящего царства, каким-то гипнозом добродетели -безразличием замолкших страстей и угасших стремлений” [6].