1. «Я никогда больше не буду играть со Сьюзи!»
Неправильно: ________________
Правильно: __________________
2. «Почему это сестре подарили на день рождения столько подарков?!»
Неправильно: ________________
Правильно: __________________
3. «Моя картинка некрасивая».
Неправильно: ________________
Правильно: __________________
4. «Учительница мне слишком много задает».
Неправильно: ________________
Правильно: __________________
5. Ребенок выглядит несчастным.
Неправильно: ________________
Правильно: __________________ Возможные ответы Вот несколько возможных реакций в описанных выше ситуациях. Единственно правильного ответа в такой ситуации не существует. Если мы уважительно подтверждаем чувства ребенка, то поступаем правильно.
1. «Я никогда больше не буду играть со Сьюзи!»
Неправильно: Ты же так не думаешь! Сьюзи – твоя лучшая подруга!
Правильно: Иногда она тебя по-настоящему злит.
2. «Почему это сестре подарили на день рождения столько подарков?!»
Неправильно: А в твой день рождения подарки получала ты, а твоей сестре ничего не досталось.
Правильно: Неприятно, когда все подарки достаются твоей сестре. Уверен, ты хотела бы, чтобы сегодня был твой день рождения.
3. «Моя картинка некрасивая».
Неправильно: Нет, что ты! Она красивая!
Правильно: Вижу, что ты не очень доволен своей работой…
4. «Учительница мне слишком много задает».
Неправильно: Ты на все жалуешься. Так нельзя!
Правильно: Если бы учителем был ты, то задавал бы детям гораздо меньше.
5. Ребенок выглядит несчастным.
Неправильно: Что случилось? Если ты мне не скажешь, я не смогу тебе помочь.
Правильно: Что-то случилось. Тебя что-то тревожит? О том, как добиться сотрудничества «Меня раздражает, когда я прошу детей что-то сделать, а они не обращают на меня внимания». Как добиться сотрудничества
Дети не хотят идти навстречу родителям, когда родители их обвиняют, обзывают, угрожают или приказывают.
Несколько способов добиться от ребенка сотрудничества
Тренируемся вдостижении сотрудничества
Часть I В каждой из описанных ситуаций выберите реакцию, которая поможет добиться сотрудничества и в то же время подкрепит самооценку ребенка.
1. Ребенок рисует в гостиной.
Взрослый:
а) Если я еще хоть раз увижу тебя в гостиной с красками, я их выброшу.
б) Краски могут запачкать ковер. Ты можешь рисовать в кухне или своей комнате. Выбирай сам.
в) Ты совсем с ума сошел?! Ты знаешь, как тяжело отчистить краску с ковра?!
2. Ребенок (хнычущим тоном): Мам! Ты обещала сегодня поехать в магазин за книжками! Ты же обещала!
Взрослый:
а) Прекрати хныкать!
б) Отстань от меня. Может быть, позже.
в) Мне бы хотелось, чтобы ты сказал по-другому: «Мама, не могли бы мы сегодня съездить за книжками?»
3. Ребенок выбегает из комнаты, бросив тетрадки на столе.
Взрослый:?а) Джимми, твои тетрадки!
б) Джимми, вернись! Ты такой неряха! Посмотри, что ты оставил на столе?!
в) Ты целый вечер делал домашнее задание, а теперь бросил его на столе. Замечательно!!
4. Ребенок: Мама, положи трубку! Мне нужно тебе что-то сказать.
Взрослый:
а) Оставь меня в покое! Неужели я не могу пять минут спокойно поговорить по телефону?!
б) Шшшш! Я скоро освобожусь.
в) Я скоро закончу. А ты можешь написать то, что хочешь сказать, или нарисовать.
5. Ребенок не поливает цветок, который вы ему купили.
Взрослый:
а) Ты так хотел этот цветок, а теперь он погибает по твоей вине.
б) С твоего цветка облетают листья.
в) В следующий раз я куплю тебе искусственный цветок.
Правильные ответы: 1б, 2в, 3а, 4в, 5б Часть II Ребенок чистил зубы и плохо закрыл после себя кран.
1. Что можно сказать в такой ситуации, чтобы не повредить самооценке ребенка и не испортить ваши отношения?
____________________
2. Покажите, как можно использовать каждый из перечисленных ниже методов.
а) Описать увиденное _________________
б) Дать информацию _________________
в) Предложить выбор _________________
г) Рассказать словами _________________
д) Описать свои чувства _________________
е) Написать записку _________________ Возможные ответы Вот несколько бесполезных реакций на описанную выше ситуацию: почистив зубы, ребенок плохо закрыл воду.
Неправильно:
Кто не закрыл воду?!
Сколько раз тебе напоминать, чтобы ты закрывал кран?!
Ну почему ты такой безответственный?!
Вот из-за таких людей в мире не хватает воды!
А вот несколько реакций, которые могут подтолкнуть ребенка к сотрудничеству. При этом и родители, и ребенок останутся вполне довольными друг другом и самими собой.
а) Опишите увиденное:
Вода капает.
б) Дайте информацию:
Даже тонкая струйка приводит к тому, что галлоны воды тратятся даром.
в) Предложите выбор:
Ты можешь закрыть кран правой рукой или левой рукой.
г) Скажите все словами:
Кран!
д) Опишите свои чувства:
Мне больно видеть, как драгоценная вода тратится даром.
е) Напишите записку:
«Если слышишь: “Кап, кап, кап!”,
беги в ванную и закрой кран.
Спасибо,
Мама».
Если получится, напишите записку в стихах – дети любят рифмы, и ваша записка возымеет действие быстрее. Но эффективной может быть и самая просто сформулированная просьба. Альтернатива наказанию «Следует ли наказывать провинившегося ребенка? Как еще его можно научить?» Проблема наказания
Многие родители считают, что единственный способ воспитания провинившегося ребенка – это наказание. Эти родители убеждены, что только так можно «преподать урок». Но большинство детей реагирует на наказание совершенно иначе.
Некоторые дети думают… Другие думают… А третьи думают…
Решение проблемы Как родителям мотивировать детей к ответственному поведению? Есть ли альтернативы наказанию? Вот один вариант: сядьте рядом с ребенком и попробуйте решить проблему вместе. Вот как работает этот метод решения проблемы.