Но среди сияющих лиц мы увидели одну хмурую женщину. Что же ее беспокоило?

– Все это замечательно, – сказала она. – Но что мне делать с мужем?

– Расскажите ему о том, чему научились прошлым вечером.

– Он никогда меня не слушает.

– А если вы дадите ему одну из наших книг?

– Он никогда не читает книг.

– Даже коротких?

– Ну, только если книга действительно будет очень короткой…

Руку поднял мужчина.

– Я слышал ваше выступление в прошлом году и после лекции решил остаться на семинар. Должен признаться, я стал фантастическим отцом… но лишь на неделю.

– А потом?

– А потом я стал прежним. Вот почему сегодня я снова здесь. Надеюсь, в этот раз все получится лучше.

Кто-то сменил тему, и мы вернулись к тому, о чем и собирались говорить. Но эти слова остались в нашей памяти. По дороге домой мы решили обсудить то, что тревожило наших читателей.

Как в наши дни, когда ни у кого нет времени, помочь родителям научиться по-новому общаться с детьми?

Как убедить их в том, что несколько простых навыков могут сделать их отношения с детьми совершенно иными?

Как помочь им избавиться от всего ложного, чему их так долго учила популярная культура, проповедующая унижения, долгие проповеди, угрозы, приказы и сарказм?

Книга, которую вы держите в руках, – результат того разговора. Она даст вам возможность экспериментировать, тренироваться и применять новые методы, с тем чтобы они стали естественной частью вашей жизни. Небольшая книжка поможет тем, кто хочет вспомнить и отточить имеющиеся навыки, освежить полученные ранее знания. Кроме того, вы можете поделиться ею с теми, кто играет важную роль в жизни ваших детей, – с бабушками, дедушками, родственниками, няней и, конечно же, с вашим супругом.

Изменить давно укоренившуюся манеру разговора нелегко. Особенно нелегко сделать это в состоянии стресса, утомления, подавленности и обычной усталости. Надеемся, лаконичные советы, проиллюстрированные комиксами, примерами из жизни и снабженные простыми упражнениями, помогут вам справиться с одной из самых сложных и важных задач вашей жизни!

С наилучшими пожеланиями, Адель Фабер, Элейн Мазлиш Часть I

Принципы и навыки

О чувствах «Больше всего в детях меня раздражает то, что они плачут и устраивают истерики на пустом месте. Они совершенно лишены здравого смысла». О чувствах

Дети еще сильнее раздражаются, когда их негативные чувства отрицают или считают незначительными. И даже простое, логичное родительское решение не помогает.

Дети хотят, чтобы вы знали, что они чувствуют

Иногда достаточно просто выслушать. Иногда вы можете показать, что понимаете чувства ребенка, с помощью простых междометий: «о!», «ммм…». Иногда полезно назвать испытываемое ребенком чувство. Большинству детей нравится, когда вы даете им в фантазиях то, чего они не могут получить в реальности. Вы можете признать чувства ребенка, даже если решите ограничить его действия. Тренируемся в подтверждении чувств

Часть I В каждом из приведенных ниже примеров выберите ответ, который показывает, что вы понимаете чувства ребенка.

1. Ребенок: Папа чуть не убил меня, когда вытаскивал занозу из моего пальца…

Взрослый:

а) Тебе не могло быть настолько больно.

б) Похоже, тебе действительно было очень больно.

в) Он сделал это ради твоего блага.

2. Ребенок: Из-за этого легкого снегопада тренер отменил нашу игру!

Взрослый:

а) Ты, наверное, очень разочарован. Ты так готовился к игре, а теперь придется ждать.

б) Не расстраивайся. У тебя будет еще много возможностей поиграть.

в) Ваш тренер принял правильное решение. Иногда легкий снегопад переходит в настоящую пургу.

3. Ребенок играет с вашими новыми бусами.

Взрослый:

а) Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты не трогала мои украшения?! Ты плохая девочка!

б) Пожалуйста, не играй с мамиными бусами. Ты их порвешь.

в) Тебе нравятся мои новые бусы. Но их очень легко порвать. Поиграй с деревянными или с этим шарфом.

4. Ребенок: Я не люблю пауков.

Взрослый:

а) Не любишь? Почему?

б) Не говори так. Они – часть природы.

в) Я тоже их не люблю.

5. Ребенок (встревоженно): Завтра у меня контрольная по математике.

Взрослый:

а) Расслабься. Я уверен, ты все решишь правильно.

б) Если бы ты больше занимался, то сейчас не о чем было бы волноваться.

в) Ты волнуешься. Уверен, что тебе хотелось бы, чтобы все уже было позади.

6. Ребенок ест спагетти руками.

Взрослый:

а) Ты ведешь себя за столом отвратительно.

б) Я знаю, что руками есть спагетти проще. Но когда мы едим все вместе, то нам бы хотелось, чтобы ты пользовался вилкой.

в) Не могу поверить, что в таком возрасте ты все еще ешь руками.

7. Ребенок: Дэвид пригласил меня на танцы. Он мне нравится, но я не знаю, идти или нет…

Взрослый:

а) Конечно, иди. Вот увидишь, там будет весело.

б) Разбирайся сама. Или тебе хочется пойти, или нет.

в) Значит, тебе хочется пойти, но ты не совсем уверена?

8. Ребенок: Я убегу из дома!

Взрослый:

а) Отлично! Я помогу тебе собраться.

б) Не говори глупостей! Не желаю слышать подобных разговоров!

в) Ты несчастлив. Уверен, что тебе хотелось бы, чтобы все было по-другому.

Правильные ответы: 1б, 2а, 3в, 4а, 5в, 6б, 7в, 8в Часть II Под каждым утверждением напишите:

а) неправильную реакцию;

б) правильную реакцию, которая подтверждает чувства ребенка.