ПОЗА И КОМПОЗИЦИЯ
Позы и жесты всегда индивидуальны. То, что хорошо получается у одной модели, совсем не подойдет другой. Здесь сказывается и физическое состояние, и мимика лица, и внешние данные, и душевные качества. Поэтому к каждой модели нужно подходить строго индивидуально, так как универсальных моделей, способных изобразить все, не существует.
СКРЕЩЕННЫЕ НОГИ
С точки зрения и композиции, и фотогеничности, эта позиция — очень сильный прием, который рекомендуется использовать, особенно женщинам, в самых различных ситуациях, естественно, с учетом комплекции. Взгляд зрителя при этом фиксируется на точке или линии пересечения ног. Скрещенные ноги СКРЕЩЕННЫЕ РУКИ
С точки зрения композиции, этот жест очень хорош, но, учитывая, что жесты рук несут в себе колоссальную информацию о психологическом состоянии модели, на первое место выходит их психологическое значение.
СОЕДИНЕННЫЕ В ОДНОЙ ТОЧКЕ РУКИ И НОГИ
Этот прием никакой особой психологической нагрузки не несет, но, с точки зрения композиции, фиксирует взгляд в этой одной точке. Совмещенные линии рук и ног ИЗГИБ СПИНЫ
Необходимо обратить внимание на то, чтобы при любых наклонах туловища на спине в районе поясницы был прогиб. В этом случае линия спины является композиционно основной. Если в спине есть заметный прогиб в сторону живота, то фотогеничность фигуры не вызывает никаких нареканий, так как это естественная поза (она еще и композиционно выгодна). Изгиб, примеры ПРЯМАЯ СПИНА, КРУГЛАЯ СПИНА
Прямая спина у наклонившейся модели также практически универсальна, с точки зрения фотогеничности. Хотя, с точки зрения композиции, наличие прямой линии, особенно у женщин, нежелательно. Она больше подойдет мужчинам. Прямая спина
Худший вариант и, к сожалению, наиболее распространенный — выпуклая спина. Такой изгиб спины говорит зрителю о том, что модель вялая, усталая, физически немощная, что на самом деле может не соответствовать реальности. Выпуклая спина НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ
При фотографировании следует учитывать и некоторые особенности восприятия фигуры модели в зависимости от композиции: * Расставленные в стороны руки и ноги под углом, близким 45 градусам, улучшают их восприятие зрителем. * Образуемые различными частями тела (отставленным бедром, руками, ногами и коленями) «стрелки» ведут взгляд зрителя по изображению. * Образуемые руками и ногами закрытые контуры модели замыкают в себя взгляд зрителя. Статичные и динамичные формы, в которые можно «вписать» фигуру модели: * Перекрещивающиеся линии, образуемые в основном руками и ногами, фиксируют на себе взгляд зрителя. * Ритм, образуемый одинаковыми изгибами рук и ног модели, придает снимку дополнительную художественную ценность. * Чем дальше руки модели отстоят от какой-либо части тела, за исключением головы, тем больше внимания эта часть привлекает на снимке. * Любая часть тела модели, выдвинутая вперед, становится центром композиции. Этим приемом модель может демонстрировать фигуру, жест, аксессуары, одежду или обувь. * Чем привлекательнее поза, тем сильнее напряженность мускулатуры, как у мужчин, так и у женщин. У женщин носки ног должны быть в большинстве случаев вытянуты. * При любой позе демонстрация моделью внутренней поверхности бедра делает его одним из центров композиции. * Если снимок эмоционально положительный, жизнеутверждающий, статичный, то композиция должна быть закрытая. * Если фотографий динамична или демонстрирует любые отрицательные эмоции, то композиция тела модели должна быть открытой. * Любая поза модели — это сочетание вертикально и горизонтально расположенных частей тела. На снимке взгляд зрителя сначала скользит по горизонтальным линиям, а потом по вертикальным. * Отставленная в сторону ступня одной ноги при любой позе является «началом осмотра» зрителем всей фигуры модели. И еще несколько замечаний. Любое движение приводит к тому, что на теле образуются складки кожи. Они фотогеничны, если находятся в обычных местах сгибов суставов, и нефотогеничны, если находятся в других местах и образуются чаще всего за счет дряблости кожи или жировых отложений. При выполнении некоторых движений оголяются те или иные участки тела. Иногда это хорошо, иногда нет. В каждом конкретном случае это надо учитывать. Кроме того, нельзя забывать о тех частях тела, которые делают его подвижными. Это шея, плечевой и локтевой суставы, кисти рук, поясница, тазобедренные суставы, колени, стопы. Модель и фотограф должны знать, насколько эти части тела обеспечивают ее подвижность и насколько непринужденно выполняются движения. Надо иметь в виду, что непринужденность и гармоничность всех поз гарантированы только хорошей физической подготовкой. Также необходимо учитывать, что некоторые части тела оказывают психологическое воздействие на зрителя, им свойственно стремление к расширению, сужению, движению, обусловленное природной необходимостью. Например, наиболее динамичны и склонны к расширению бедренный и плечевой пояса. Талия, особенно у женщин, имеет свойство сужаться. Голова, руки, ноги также воспринимаются как части тела, которым свойственны конкретные жизненно необходимые функции. Это часто используют в своем творчестве модельеры. При этом надо иметь в виду, что позы и жесты, принимаемые человеком в жизни или отображенные на снимке, могут иметь разные толкования, вплоть до противоположных и разноречивых. Но, с другой стороны, зритель воспринимает их, основываясь на своем жизненном опыте, и чаще всего на снимке они отображаются адекватно, и речь идет об усилении внешних данных за счет определенных телодвижений при показе конкретных черт характера модели. Существуют некоторые стереотипы выигрышных поз, но использовать их надо очень осторожно. Фотография использует некоторые стандартные психологические приемы, которые, кажется, должны бы всегда восприниматься однозначно, однако этого не происходит. Помните, что поза и жест — это реакция на обстоятельства. А жизненные, реальные обстоятельства и обстоятельства, созданные специально и ограниченные рамками кадра, — совсем разные вещи. Это надо учитывать. Поза и жест в значительной степени отражают реакцию человека на обстоятельства, При общении жест воспринимается вкупе с настроением человека, его речью, мимикой, движением, интонацией голоса. С психологической точки зрения, «язык тела» гораздо правдивее и честнее, чем язык в прямом смысле слова, он многое может рассказать о человеке. Жест и позу нужно оценивать в совокупности с мимикой лица. Обычно лицо человека воспринимается гораздо лучше не тогда, когда имеет правильные черты, а когда на нем ярко выражена та или иная эмоция. Хороший фотограф снимает модель в тех же естественных позах, которые она принимает каждый день в обычной обстановке. В фотографии жест, помимо своей функции создания необходимого образа, служит построению композиции снимка, исправлению недостатков внешности и другим техническим требованиям. Для создания конкретного образа необходимо знать, как влияют жесты или выражение лица на восприятие вашего изображения на снимке. Есть позы и жесты, которые либо заложены в нас генетически на основании опыта тысяч поколений, либо в связи со сложившимися стереотипами воспринимаются однозначно. Правда, смысл у них в разных странах — разный. Поднятые вверх два пальца ладонью наружу означают жест победы, ставший популярным благодаря Уинстону Черчиллю. Этот же жест, выполненный ладонью внутрь — оскорбление. Его происхождение связано с английскими лучниками, которым еще в средине века французские завоеватели пообещали отрубить эти два пальца, чтобы они не могли натягивать тетиву. Поднятый вверх палец. В США и России этот жест означает «все отлично»; в Австралии, Африке, Южной Европе, на Среднем Востоке — сексуальное оскорбление; в Германии — цифру «1» или «Еще одно пиво» в баре; в Японии — цифру «5». Жест «О’кей», образуемый кольцом пальцев, в Бельгии и Франции выражает бесполезность, бессмысленность; в Тунисе, Сицилии и Южной Италии в совокупности с горизонтальным рубящим движением — оскорбление, угрозу убийства; в Японии — деньги или сдачу мелкими монетами. Оттягивание пальцем нижнего века. В Южной Америке — женщина восхитительна; у нас — подозрительность, или, при плохом зрении — чтобы лучше видеть. Поглаживание щек одной рукой со стороны подбородка. В Греции — похвала лицу женщины; в Германии, Нидерландах, Италии — серьезная болезнь человека; в Югославии — преуспевающий бизнесмен; у нас — человек думает и принимает решение. Этот список можно продолжать. Вывод очевиден: один и тот же жест не везде трактуется одинаково. Глаза принято считать зеркалом души. Считается, что взгляд модели в камеру, а значит, и на зрителя, означает контакт модели с ним. В жизни люди обычно очень настороженно реагируют на пристальный взгляд. Но во время съемки вместо зрителя есть фотоаппарат и «прячущийся» за ним фотограф. Модели надо научиться общаться с ними, иначе в кадре в глазах получается вселенская пустота, в которой можно различить неисчислимое множество галактик, еще не открытых астрономами. Взгляд не в камеру символизирует уход модели в свой внутренний мир мыслей и чувств, выражает отношение к предмету или человеку, а также служит элементом кокетства, как у женщин, так и у мужчин. * Горизонтально в сторону — кокетство, хитрость («бегающие глазки»). * Взгляд ниже уровня глаз — задумчивость, грусть, печаль. * Выше — мечтательность (с точки зрения психологов, взгляд вверх влево — конструирование образов; вверх вправо — мечтательность, воспоминание). * Закрытые глаза — запоминание или вспоминание ощущений от вкуса или запаха. Наклон головы тоже имеет свои значения. * Закинутая назад голова говорит о гордости или высокомерии модели, чувстве собственного достоинства. Если при этом грудь значительно выдвинута вперед, жест символизирует порыв страсти. * Нагнутая вперед голова, в зависимости от направления взгляда, выражает следующие эмоции: взгляд вниз — неуверенность в себе, горе, стеснительность; взгляд исподлобья — неодобрительность, агрессию. * Голова набок — заинтересованность, кокетство, страсть. * Голова втянута в плечи — страх. * Голова вытянута вверх — интерес, любопытство. Следует помнить, что любая напряженность либо мускулатуры, либо мимики лица, носит агрессивный характер. Контакт со зрителем